Янтарную комнату, что находится в Екатерининском дворце, часто именуют восьмым чудом света. Что неудивительно, эту комнату можно смело назвать единственным примером в истории, когда янтарь был использован в монументальной работе в таком количестве. Сам по себе янтарь достаточно неудобный и неустойчивый материал, его внешний вид сильно зависит от внешних температурных условий. Поэтому только в 19 веке были проведены три крупные реставрации, а постоянные мелкие ремонты уже никто не считает.
Янтарная комната берет свое начало в Пруссии, где начал ее постройку прусский король Фридрих I. Архитектор комнаты не определен до сих пор. По одной из версий им был известный прусский архитектор Андреас Шлютер. Но в последнее время историки склоняются к тому, что главным архитектором был И. Ф. Эозандер.
После смерти короля Фридриха I его сын, Фридрих Вильгельм I, остановил все работы по созданию комнаты, он не разделил отцовских идей, и он не видел надобности в Янтарной комнате. Но теми панелями, что уже были готовы, он решает воспользоваться в дипломатических целях.
В 1716 году Фридрих Вильгельм I встречается с Петром I для заключения союза между Пруссией и Российской империей, и в знак дружбы дарит Янтарную комнату Петру I. Российский император был так впечатлен подарком, что преподнёс Фридриху Вильгельму I в ответ 55 русских гренадеров и, сделанный из слоновьей кости, кубок своей собственной работы.
Янтарную комнату привезли в Петербург в разобранном виде. Достаточно долгое время комната провела в таком состоянии, находясь в Летнем дворце Петра I, где он хранил многие редкие и интересные вещи, которые собирал со всего света.
Вспомнили о Янтарной комнате лишь при царствовании Елизаветы Петровны, когда создавали новую резиденцию в Зимнем дворце. Ф.Б. Растрелли, руководивший в то время строительством, столкнулся с трудностями в отношении Янтарной комнаты. Помещение, выделенное под нее, оказалось слишком большим, и панно, из которых состояла комната, не покрывали всего пространства. Поэтому все пустые места маскируются холстами, расписанными «под янтарь», а сама комната украшается дополнительной резьбой и зеркалами.
В 1755 году Янтарную комнату по приказу императрицы перемещают в летнюю резиденцию Царского Села. Площадь нового помещения была еще больше, чем в Зимнем дворце, поэтому убранство снова дополняют, но уже живописью, которая имитировала янтарную мозаику.
К сожалению, во время ВО войны, Янтарная комната была разграблена фашистами и вывезена Кёнигсберг, где ее новым местом расположения стал один из залов в Королевском замке. На этом этапе Янтарная комната теряется, как и ее следы, поиски результатов не дали.
Уже в наше время комната была частично восстановлена, что-то удалось найти и вернуть обратно. Над воссозданием Янтарной комнаты 20 лет упорно трудились лучшие российские мастера. Даже, несмотря на реконструкцию, Янтарная комната не потеряла своего великолепия, ее открытие произошло на 300-летие Петербурга и стало одним из ключевых моментов церемонии празднования.